Новые критерии малого и среднего бизнеса. Малый, средний и крупный бизнес: понятия и основные черты Чем отличается малое предприятие от среднего

Малый и средний бизнес (МСБ) – общественно-правовая и хозяйственная категория, включающая компании и ИП, обладающие небольшой численностью работников и прибылью. Предпринимательство подобного типа гибко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, однако нуждается в дополнительной поддержке для развития

Малый бизнес - это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 миллионов рублей в год), упор на собственный капитал. Это не только экономическая, но и социально-политическая категория, для представителей которой характерно особое мировоззрение.

Бизнесмены такого типа быстро приспосабливаются к новым изменениям, обладают высокой адаптивностью к любым условиям труда. МСБ нередко открывает те грани рынка, которые выглядят чересчур рискованными и опасными. Импорт китайских товаров, долговременные покрытия для ногтей, изготовление суши - всё это сначала освоили мелкие компании, а уж потом попытался подмять под себя крупный бизнес.

В США к числу малых предприятий относится свыше 6 миллионов компаний, каждая из которых генерирует выручку до 10 миллионов долларов ежегодно. В данных организациях занята примерно треть всего трудоспособного населения, имеющего постоянную или временную работу. Именно отсюда формируется пресловутый «средний класс», составляющий костяк хозяйственного благополучия страны

РФ: законодательное закрепление малого бизнеса

В нашей стране действует ФЗ N 209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего…», где определены основные принципы для отнесения компании к данной категории. Предусмотрены требования к организационной форме, среднесписочной численности сотрудников и выручке (максимальной). Предельный доход, который может получить организация, подлежит пересмотру Правительством РФ, актуальное Постановление действует с 1 августа 2016 года. Сведения обо всех ИП и организациях, относящихся к данной категории, собраны в специальном Реестре.

Основные признаки малого бизнеса

В вышеуказанном Федеральном законе перечислены различные требования, по которым то или иное предприятие подпадает в нужную категорию. Юридические лица не могут обладать общей долей участия субъектов РФ, зарубежных фирм, религиозных благотворительных, общественных объединений свыше 25%. Кроме того, компанией не могут владеть иные компании, не являющиеся субъектами МСБ , в сумме свыше 49%.

В 1 половине 2016 г. в России было создано около 218.500 малых предприятий, в то время как рынок покинуло 242.200 компаний. Всего год назад тенденция была иной: взамен одной организации, ушедшей с рынка, появлялось 2 новые фирмы. Наибольшее их количество в Центральном федеральном округе - 1.636.987. Рекордсменом по числу МСБ является г.Москва: 451.979 микроорганизаций, 170.000 предпринимателей: сопоставимо с населением небольшой европейской страны.

Кто является двигателем малого бизнеса в России?

Примерно каждый 10 трудоспособный человек в РФ работает на себя. Причём подавляющее большинство самозанятых (около 70%) не зарегистрированы в качестве ИП и действуют нелегально. Нежелание официального закрепления статуса связано с бюрократией, высокими отчислениями в ПФР и неуверенностью в собственном будущем. Ещё один фактор - люди просто не видят, куда идут их деньги, что вызывает правовой нигилизм.

В основе малого и микро- бизнеса лежат следующие направления:

  1. Строительство, ремонт и отделка (не менее 20%);
  2. Программирование, ремонт компьютеров и смежные отрасли (около 11%);
  3. Дизайн помещений (10%);
  4. Парикмахерские и косметические услуги на дому (6 %);
  5. Репетиторство (5%).

Малый бизнес в России - бесправен и нелегален?

В РФ примерно треть населения - это граждане, которые находятся в трудоспособном возрасте, не зарегистрированы в качестве безработных, но и не числятся ни на каких предприятиях. Примерно половина таких лиц перебивается случайными заработками, люди годами заняты в организациях, но получают «зарплату в конверте». Это в большей степени характерно для провинции, где отсутствуют иные условия для трудоустройства и занятости.

Однако ещё 8-9 миллионов - это представители малого «серого» бизнеса, которые работают либо в гордом одиночестве, либо небольшими бригадами. Сравним это с количеством легальных ИП - 3,7 млн. человек - и получим реальную цифру теневого рынка. Ведь все деньги, которые выручают самозанятые, находятся в экономике, но по объективным причинам не могут быть вложены в банки, оборудование и дальнейшее развитие собственного дела.

Проблемы малого бизнеса в России

  1. Затруднённый доступ к поддержке , субсидиям, кредитованию, новым технологиям;
  2. Административные меры воздействия со стороны государственных органов (высокие штрафы за нарушения законодательства);
  3. Сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах (торговля, производство, транспорт);
  4. Неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия слишком большого количества ресурсов.

Отличия малого от среднего бизнеса

МБ - главным образом самозанятость либо сезонное привлечение работников для выполнения неквалифицированных задач: сбора урожая, перевозки, фасовки. Компания или ИП локализован в одном населённом пункте и собирает небольшую прибыль. Средний бизнес - это обязательное привлечение большего количества кадров (как квалифицированных, так и чернорабочих), инвестиций, активное вложение средств в развитие предприятия.

Резюме

Итак, малый бизнес - это первопроходец тех областей, в которые государству и крупным компаниям трудно и рискованно вкладываться. Люди придумывают оригинальные модели, и хотя многие предприниматели «прогорают», часть бизнесменов зарабатывает стартовый капитал для дальнейшего роста.

Реальная помощь государства должна заключаться в создании таких условий, при которых самозанятым будет проще легализоваться, чем работать «по-серому». Иными словами, людей просто нужно оставить в покое на какое-то время и подождать, что из этого получится.

Всем известны такие понятия, как «малый бизнес» и «средний бизнес». При регистрации своей фирмы предпринимателю выдается анкета, одним из пунктов в которой является определение того, субъект какого предпринимательства регистрируется – малого или среднего. Однако, не все знают отличия малого бизнеса от среднего. Сегодня мы попытаемся немного осветить эту тему.

  1. Понятия среднего и малого бизнеса разделяются на основе законодательных актов. Чтобы отнести предприятие к той или другой группе, необходимо учесть такие факторы:
  2. Численность . Если на предприятии работают 16-100 человек, то оно относится к малому бизнесу, если 101-250 – к среднему. Фирмы, состоящие из 1-15 сотрудников, называются микропредприятиями, и их также можно отнести к малому бизнесу.
  3. Доход от реализации товаров или услуг/стоимость активов. Эти значения устанавливает Налоговый Кодекс с периодичностью в пять лет.

Процент государственной собственности и зарубежных инвесторов (для обоих типов предприятий не более 25%).

На предприятиях, относящихся к малому бизнесу, количество работающих сотрудников исчисляется десятками. У таких фирм имеется более менее сформированная корпоративная структура и регулирование бизнес-процессов.

Главный ключ к успеху малого бизнеса – это люди. Главная ценность любой маленькой компании – это квалифицированные сотрудники, профессионалы своего дела, которые любят этот бизнес и стремятся к одной единой цели. Взаимодействие сотрудников очень тесное, и если они получают взаимопонимание в отношении основной цели компании – она уверенно движется вперед.

К субъектам малого предпринимательства относятся все и юридические лица, которые имеют среднегодовую численность работников не более 50 человек.

Средний бизнес

Говоря о среднем бизнесе, мы уже имеем ввиду компанию, в которой работает пару сотен человек. Иногда сотрудники разделены территориально. В таких компаниях наблюдается уже четкий и регулярный менеджмент, поддерживать который легко из-за относительно небольших размеров компании (по сравнению с крупным бизнесом). Средний бизнес располагает и более значительным количеством ресурсов, чем малый.

Главный ключ к успеху среднего бизнеса – продукция и сбыт. В этом бизнесе какие-либо неурядицы и непонимание друг друга отдельных сотрудников уже вряд ли может оказать существенное влияние на успех компании, поэтому основной упор нужно делать именно на качественное изготовление продукции (или оказание услуг) и грамотное преподнесение её потребителям.

К субъектам среднего предпринимательства относятся все индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые имеют среднегодовую численность работников более, чем 50 человек.

Различия в кредитовании малого и среднего бизнеса

Разные банки часто используют свои критерии для определения того, к какому субъекту предпринимательства относится то или иное предприятие. Эти критерии устанавливаются исходя из внутрибанковских методик анализа компаний. Поэтому, может случиться такая ситуация, что при анализе одного банка конкретная фирма будет относиться к субъекту малого бизнеса, а другого банка – уже к среднему.

Для предприятий малого бизнеса существуют более четкие и конкретные программы кредитования с четкими названиями, например «на развитие бизнеса» или «бизнес рост». В случае с предприятиями среднего бизнеса банки чаще используют индивидуальный подход. Исходя из целей и нужд конкретной компании, определяется размер и сроки кредитования.

Можем сказать, что кредитование для среднего бизнеса имеет некоторые преимущества для владельцев бизнеса, так как индивидуальный подход всегда оказывается более удобным и выгодным, чем стандартная программа с четко установленными сроками.

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2020 году?

Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2020 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о , вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные .

Напомним, что к микро-, малым и средним предприятиям относят организации, чья выручка за прошлый год не превышает установленных предельных значений. Новые компании в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к малому бизнесу, если их показатели со дня их госрегистрации не превышают предельных значений. Критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям утверждены , они вступили в силу 25.07.2015. Подробнее смотрите в таблице.

Новые критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям

Признание организации субъектом малого предпринимательства дает ряд преимуществ, нацеленных на развитие данного бизнеса. Так, микро- и малые предприятия могут вести бухучет по упрощенным правилам:

  • использовать сокращенный рабочий план счетов;
  • применять кассовый метод признания доходов и расходов;
  • составлять сокращенную бухгалтерскую отчетность, состоящую из баланса и отчета о финансовых результатах;
  • ведение бухгалтерского учета может возложить на себя руководитель;
  • проценты по любым заемным обязательствам учитывать в составе прочих расходов;
  • перспективно отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики;
  • любые ошибки, включая существенные, исправлять как несущественные;
  • не применять требования: , ;
  • не создавать резервы отпусков и переоценивать по рыночной стоимости любые финансовые вложения.

У микропредприятий есть дополнительные преимущества. Они имеют законное право не принимать к оплате банковские карты , а также вести бухучет без применения двойной записи.

В налоговом учете льготы для субъектов малого предпринимательства НК РФ не установлены, но органы местного самоуправления могут утвердить пониженные тарифы по налогу на имущество и земельному налогу.

Порядок ведения кассовых операций малые предприятия должны соблюдать, но они вправе не устанавливать лимит остатка наличных в кассе и хранить все деньги в кассе, не сдавая их в учреждение банка.

Кроме того, для субъектов малого предпринимательства и предусмотрены благоприятные условия для участия в госзакупках.

Малые и крупные фирмы различаются не только размерами. Они по-разному взаимодействуют с рынком.

Малый бизнес

Малые фирмы (малый бизнес) сильно зависят от ситуации, которая складывается на рынке, и почти не могут изменить эту ситуацию, даже если она неблагоприятна для них. У каждой из малых фирм недостаточно для этого ресурсов, а скоординировать свою деятельность они почти не в состоянии, по крайней мере, по большинству вопросов. Даже совместное лоббирование ими своих интересов в политической жизни обычно получается у них менее эффективно, чем у крупных фирм, которые могут мобилизовать для этого большие ресурсы. В результате малые фирмы намного чаше разоряются. Так, в России коэффициент выбытия малого бизнеса (доля прекративших свое существование фирм за год) составляет 8% против 1% в экономике в целом.

В то же время малый бизнес во многих странах обеспечивает огромную часть занятости (что весьма важно при высокой безработице), более чуток к конкуренции и запросам потребителей, а главное — является инкубатором предпринимательства. В силу этого в большинстве стран общество поддерживает малый бизнес, склоняя государство облагать этот бизнес уменьшенными налогами, предоставлять ему льготные кредиты и другие виды помощи для того, чтобы усилить устойчивость малого бизнеса. Что касается России, то малый бизнес здесь развит слабо, прежде всего из-за незначительной поддержки со стороны государства. Численность работающих в малом бизнесе в нашей стране составляет около 10% всех занятых, а его доля в валовом внутреннем продукте еще меньше.

Крупный бизнес

Крупные фирмы (большой бизнес) меньше зависят от рыночной конъюнктуры в силу своих больших ресурсов, точнее, «организационного жирка», т.е. резервного запаса ресурсов, который компании могут использовать при наступлении неблагоприятных условий. Более того, многие из крупных компаний могут влиять на рынок из-за своей высокой доли на рынке. Так, снижение или повышение цен на никель российской фирмой «Норильский никель» меняет ситуацию на всем мировом рынке никеля. Подобные возможности воздействия на рынок приводят к попыткам крупных компаний его монополизировать (см. п. 2.6 и 12.4), тем самым ослабляя одну из основ рынка — конкуренцию. Поэтому государство проводит антимонопольную политику по отношению к наиболее крупным компаниям (см. гл. 12).

В то же время крупные компании вносят большой вклад в производство многих товаров, особенно сложных (наукоемких) и требующих больших расходов капитала (капиталоемких). «Как только мы посмотрим на показатели производства отдельных товаров, то выяснится, что наибольшего прогресса добились... именно крупные концерны», — писал Шумпетер. Только крупные компании оказываются в состоянии организовать разработку и массовое производство авиакосмической техники, автомобилей и судов, сельскохозяйственных машин и энергетического оборудования, а также массовую добычу сырья (нефти, газа, руды) и массовое производство материалов и полуфабрикатов (стали, алюминия, пластмассы). Отсюда двойственное отношение государства к крупным компаниям: с одной стороны, их стремятся ограничивать (через антимонопольную политику), а с другой стороны, их поддерживают как столпов наукоемких и капиталоемких отраслей.

Большой и малый бизнес в предпринимательстве

Представляет собой совокупность крупных, средних и малых фирм. Статистика большинства стран четко классифицирует обычно крупный и малый бизнес, средний же бизнес занимает как бы промежуточное положение. Сочетание различных по размеру фирм не одинаково в разных отраслях экономики и определяется прежде всего эффектом масштаба.

Роль и место большого бизнеса в рыночной экономике

В большинстве развитых стран мира крупный бизнес занимает ведущее место в экономике. Как правило, на него приходится более 50% (а нередко — более 60%) ВВП. Он, безусловно, доминирует во многих отраслях машиностроения (в общем и транспортном машиностроении. в электротехнической промышленности и приборостроении), в химической промышленности, в черной и цветной металлургии, в и в добывающей промышленности. Растет концентрация производства и во многих отраслях сферы услуг. Особенно это касается таких отраслей сферы услуг, как высшее образование, здравоохранение, финансы, производство программного обеспечения, информационные услуги, транспорт, торговля и др. Так, в США, например, на долю крупного бизнеса (статистика относит к крупным предприятиям с числом занятых 500 и более человек) приходится около 60% ВВП и 47% всей рабочей силы. Объемы продаж и масштабы капитализации (т.е. рыночной стоимости акционерного капитала) отдельных крупнейших компаний составляют десятки и даже сотни миллиардов долларов и вполне сопоставимы с ВВП многих стран мира. Масштабы капитализации корпорации «Дженерал Электрик», например, составляли в 2002 г. около 380 млрд долл., корпорации «Эксон Мобил» — 300 млрд долл., «Оптируй» — 255 млрд долл., «Интел» — 204 млрд долл.

Но в России роль крупного бизнеса еще выше, чем в других странах. В 2002 г. на предприятиях крупного и среднего бизнеса (отдельная статистика по крупному бизнесу в России отсутствует) было создано почти 89% ВВП. Это, однако, не достоинство российской экономики, а ее недостаток и говорит о недостаточном развитии малого бизнеса. Заметно отстает от развитых стран и уровень капитализации крупнейших российских компаний, который не превышает десятков миллиардов долларов («Газпром», РАО «ЕЭС России», «ЛУКойл»).

Роль и место малого бизнеса в рыночной экономике

Малый бизнес играет важную роль в современной экономике. В разных странах критерии отнесения компаний к категории малого бизнеса различны. В США, согласно официальной статистике, к малому бизнесу относятся все предприятия с числом занятых менее 500 человек. В России к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия государственной собственности РФ и субъектов Федерации, муниципальной собственности, собственности общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% и у которых средняя численность работников не превышает следующих предельных величин: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30, в оптовой торговле, остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Малые предприятия получили в России все еще слабое развитие. В 2002 г. в стране насчитывалось только 882,3 тыс. малых предприятий с числом занятых на них 7,2 млн человек (11% общего числа занятых), что несопоставимо со среднемировым уровнем в 40-60% общею числа занятых. На малых предприятиях России производилось в 2002 г. лишь 11% ВВП страны, в то время как в США-более 40% ВВП.

Предприятия малого бизнеса России крайне неравномерно распределены по территории страны. Так. в начале 2000-х гг. на Москву приходилось около 25% этих предприятий, на Санкт-Петербург — 10%, на них было занято более 25% общей численности работающих на малых предприятиях. В то же время примерно в 1 / 3 субъектов РФ было зарегистрировано менее чем по 0,5% общего числа таких предприятий.

Весьма неравномерно распределение малых предприятий по отраслям российской экономики. В 2002 г. натри отрасли приходилось почти 80% занятых в малом предпринимательстве: 39% занятых приходилось на торговлю и общественное питание, 20% — на промышленность, 18,6% — на строительство.

Слабое развитие малого предпринимательства в России во многом связано с неразвитостью механизмов его государственной поддержки. Во многих развитых странах существует хорошо разработанная система государственной поддержки малого бизнеса. Так. в США государство активно поддерживает малое предпринимательство. В целях поддержки малого бизнеса еше в 1953 г. в США было создано специальное федеральное ведомство — Администрация по делам малого бизнеса (AMБ), призванное оказывать финансовую, консультативную и организационную помощь мелким предпринимателям. AMБ имеет более 100 отделений в столицах штатов и крупных городах. Многие услуги AMБ предоставляет предпринимателям бесплатно. AMБ предоставляет также предпринимателям займы из собственных источников (на сумму не более 150 тыс. долл.). участвует в займах коммерческих банков (если эти займы на сумму не менее 350 тыс. долл.), предоставляет государственные гарантии в размере до 90% суммы займа (но не более чем на сумму в 350 тыс. долл.).

Помимо деятельности AMБ представители малого бизнеса получают поддержку от региональных органов исполнительной власти, при которых действуют 19 тыс. комиссий по экономическому развитию. Главная цель этих комиссий — способствовать в конкретном регионе развитию бизнеса, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос именно в данной местности. Данные комиссии оказывают малому бизнесу следующие виды поддержки:

  • прямую поддержку бизнеса: финансовую (предоставление государственных кредитов и кредитных гарантий), в подготовке кадров;
  • техническую помощь, в том числе оказание и оплату консультационных и проектных услуг; юридическую, организационно-финансовую, проведение инженерных разработок, маркетинговую и т.п.;
  • административно-хозяйственные услуги: аренда помещений, бухгалтерские услуги, услуги административного характера.

Малый бизнес имеет немало преимуществ перед крупным — он более мобилен, быстрее адаптируется к вызовам внешней среды, во многих малых фирмах быстрее внедряются научно-технические и управленческие нововведения. К недостаткам малого бизнеса можно отнести меньшие возможности по привлечению финансовых средств.